Во что играют ваши дети?

Современные дети реже играют в реальные, а не виртуальные игры, меньше двигаются и больше времени проводят за компьютером. Что происходит с ребенком, когда из его жизни исчезает игра? Во что играют сейчас дети и о чем это говорит?

Игра для ребенка – это коммуникация с миром. Это пространство, в котором он чувствует себя свободным, особенно, если он автор игры. Ребенок играет в то, что его волнует, он это изображает и так выражает себя, свои чувства, желания, идеи. Присмотритесь к игре своего ребенка. Она может вам о многом сказать.

Игра – это очень хорошая моделирующая ситуация. В ней ребенок, даже если играет один с игрушками, воспроизводит роли и отношения, которые существую в нашем обществе, и которые он так видит. А еще через игру, в которой участвует несколько детей, он узнает и познает многие вещи. Как договариваться, отказывать, настаивать, доказывать плюсы своей инициативы.

Знаете, как трудно бывает многим дошколятам просто сказать: «Я буду с вами играть!», «Давайте я буду тем-то!», «Если вы не берете меня рыцарем- джедаем, давайте я хотя бы побуду собачкой рыцаря-джедая!» Потому что стесняются, не уверены в своих силах. Ведь другие участники игры тоже дети, такие же незрелые, не умеющие еще общаться. Могут не услышать, могут не захотеть и откровенно об этом сказать. А если ребенок растёт только лишь среди взрослых, он привык, чтобы его слышали с первого раза, на желание отзывались немедленно. Тогда игра – важный воспитатель и супер развивающий инструмент.

Игра помогает ребенку решать очень важные вопросы: «Что делать, если я не хочу выполнять эту роль, хочу другую?», «Как реагировать, если мне не нравится такой поворот игры?», «У меня есть своя идея, как донести её до сверстников?», «Как справиться с чувствами, которые на меня нахлынули, когда меня вышибло мячом и я должен покинуть игру?», «Как справиться с тем, что я хотела, чтобы меня выбрали в игре лисичкой, а выбрали не меня? И во второй раз не выбрали, и в третий…»

В игре много непростых для ребенка тем.

В игре ребенок переживает неудачу, чувствует себя героем, примеряет на себя роль мамы или папы. В игре ребенок может прожить ситуацию, которая в жизни его травмирует, страшит. Например, у трехлеток есть страх перехода с горшка на унитаз, боязнь провалиться. И вот в комплекте игрушечной квартиры появляется игрушечный унитаз. Малыш осваивает в игровой форме этот вопрос гигиены. Или, если не любит стричься, становится в игре парикмахером. Не любит или боится врачей – доктором.

Игра хороша тем, что в ней принципиально нет и не может быть никакого результата. Это процесс, где удовольствие приходит не от результата и оценки его, а от самого процесса, от взаимодействия, от коммуникации, от проживания какой-то воображаемой ситуации.

Игра – это уникальный вид деятельности. Которым с удовольствием пользуются и взрослые. А игротерапия – уже заслуженно встала на свой пьедестал отличного инструмента психологической коррекции. Это необыкновенное пространство большой внутренней свободы, которую ты можешь пережить в очень окультуренной форме. Не когда выпил и раскрепостился, а когда ты можешь раскрепоститься в высоко культурной форме деятельности и быть абсолютно свободным. При этом релаксировать, общаться, взаимодействовать.

Какие игры полезнее – индивидуальные или групповые?

Это зависит от возраста.

Малыши не способны играть друг с другом. Но могут играть рядом друг с другом. С виду все играют в одном кружке, а по факту – каждый играет со своим набором игрушек. И такая игра полезна: дети смотрят как играют другие и обогащают свою игру.

Когда ребенок начинает хорошо говорить, когда чётко понимает и может сказать “я – не ты”, появляется возможность договариваться в совместной игре. “Давай ты будешь варить кашу, а я разложу тарелочки и буду кормить!”

Игра развивает речь. Потому что мотивирует на взаимодействие, на коммуникацию. В игре развивается воображение. Игра позволяет идентифицировать себя с каким-то персонажем и побыть этим персонажем в воображаемой ситуации. Приведу яркий пример. В группе детского сада воспитатель предложил детям разыграть сказку “Три поросенка”. Никто не хотел играть поросят, но все хотели быть волками. Поросята – неудачники, а волк – крутой, дунул и все испугались. О чем это говорит? Детям не хватает ролей, в которых они могли бы себя проявить таким образом. В игре мы можем позволить детям играть те роли, которые они хотят прожить.

А как реагировать, если ребенок с увлечением, например, изображает пьяницу или террориста?

Как я уже сказала, ребенок играет в то, что его волнует. Взрослые могут не заметить, как вечно включенный телевизор транслирует насилие, давление, крики и даже повышенные интонации участников передач. Или ребенок часто видит пьяного папу, ссоры между взрослыми. И для него – это реальная жизнь.

С одной стороны, такие игры – показатель среды, в которой живёт ребенок. С другой – нет, так как каждый может воспринимать услышанное, увиденное по-разному. Например, мы читаем им одну и ту же сказку, и одному важна судьба ребёнка, которого отвели в лес и оставили у дерева, а другому – возможность пережить интересные приключения.

Но вот, что важно! Игра вашего ребенка – это картина его внутренней жизни. Присмотритесь к его игре. Вы поймёте, что волнует его, и отнеситесь к этому с большим уважением. Это не повод запретить ребенку играть в такие игры, назвать их глупостями или ещё как-то. Это информация к размышлению для вас.

Да, еще один важный нюанс. Подошло время спать или ужинать, например. Не прерывайте детскую игру директивно. Подойдите, поинтересуйтесь его игрой, узнайте, когда она может закончиться. Терпение, уважаемые заботливые родители!

Какие игрушки покупать детям от 3 до 7 лет – готовые или игрушки-материалы?

Воображение ребенка расцветает между 4 и 5 годами. В этом возрасте он может из простого материала, даже подручного, сделать игрушку, персонаж или предмет для его игры. Именно в это время лучше покупать материалы: краски, пластилин, бумагу, картон, ткани, клей, конструкторы и т.д. Но имейте ввиду, что для некоторых детей важен материал, что бы смастерить что-то максимально жизненное, позволяющее идентифицироваться с персонажем.

А до этого возраста, до 4-5 лет ребенок охотнее играет с готовыми игрушками, похожими на настоящие предметы.

А что действительно бесполезно для детей и даже вредно, так это заводные, полностью запрограммированные игрушки. Недавно изучала ассортимент Wildberries на предмет игрушек и игр для детей. Хитом продаж был танцующий кактус! И я поняла, что пора писать статью.

Особенности игр у мальчиков и девочек

Девочки любят волшебство и красивое. Любят в игре быть феями. Лет в пять они уже понимают, что в жизни такого может не быть, а в игре все возможно.

Мальчики проигрывают темы мужества, геройства, всемогущества. Этот этап очень важен в процессе формирования гендерной идентичности.

Нужен ли детям детский сад?

Если вы нацелены на раннее и интеллектуальное развитие своего чада, то эта задача решается в семье и индивидуально. Однако, детский сад даёт уникальную возможность быть в детском сообществе. И научиться всему тому, о чем я написала выше. Помните, что отношения – наше всё! Хорошие отношения в любом коллективе – фундамент счастливой жизни и собственной реализации. Семьи сейчас малодетны, отношений с соседями нет никаких, а в песочнице дети под крылом матери или няни всегда.

Детский сад – уникальное место для игрового взаимодействия детей. Если ребёнок не доиграет, то в школьном возрасте не будет полноценно развит в социально-коммуникативном плане. Будет стесняться, обижаться, не выдержит проигрыши, не сможет конструктивно действовать. И что очень важно – не будет уметь конструктивно подчиняться правилам. А мы живем в системе и в подсистемах, в которых всегда есть правила. И от гаджетов отлепить ребенка можно игрой! Он с удовольствием оторвётся от них ради совместной игры с другими детьми или близкими.

Сотрудничество, совместный труд, договоры, уважение правил, роли, в том числе гендерные, – это то, что дает игра. Как видите, роль игры трудно переоценить.

Ну что? Я вас убедила? Развивайте культуру игры в своей семье, наблюдайте за игрой ребенка, анализируйте увиденное.

А что бы не пропустить новое и полезное на канале “Умницы и Умники”, подпишитесь на рассылку.

Галина Смирнова. Педагог, психолог

Поделитесь с друзьями