В чем ключевая причина непонимания математики в школе?

Когда обнаруживаются проблемы со школьной математикой, мы типично ищем причины в недостатке знаний и развития математических представлений. А ключевая причина – это неразвитое наглядно-образное мышление. Цель статьи – познакомить вас с этой причиной и побудить к правильным действиям.

Каждого человека хоть раз в жизни посещала мысль про “машину времени”. На которой, возвращаясь в прошлое, он мог бы кое что важное исправить. И тем самым, изменить нынешнюю ситуацию к лучшему.  

То есть, вы понимаете, что наше сегодня – это результат жизни вчера.

Занимаясь с учениками 5-8 класса математикой, я по сути помогаю им догнать упущенное еще в дошкольном возрасте. Что же они такое упустили, спросите вы? Какая такая математика до школы? 

Дело не в конкретных математических знаниях и представлениях. Например, в знаниях цифр, в счёте до 10 или 100, понимании, сколько будет 1+2. Смотрите в корень! Дело в мышлении ребёнка. Которое бурно развивается именно в дошкольном возрасте.

Только представьте!

За несколько дошкольных лет ребёнок проходит миллион лет человеческой эволюции. Каждый год – несколько этапов. Развитие позволяет оценивать окружающий мир, свою роль в этом мире, формируются важнейшие процессы познания! Это фундамент последующего обучения в школе.

Примерно до 3-х лет развивается наглядно – действенное мышление

Главные особенности наглядно действенного мышления – использование собственных пальцев в качестве инструмента познания. В первые годы жизни малышам необходим телесный контакт с предметом. Соединяя половинки, ломая или разбирая игрушку, ребёнок познает мир вокруг себя. Именно поэтому такой тип познания называется наглядно действенным. Освоение действия — например, складывание кубиков в нечто похожее на сооружение, — происходит после нескольких успешных попыток собрать башню или домик.

Примерно с 3-х лет начинает формироваться новый тип мышления – наглядно-образный 

К изучению мира руками, добавляется система образов, запечатлённых в памяти. Со временем необходимость потрогать всё руками отпадает, и дети делают упор на представление образа в уме. Активным и основным наглядно-образный способ мышления становится уже к 5-6 годам.

Чем большее ребёнок будет запоминать предметов и закладывать в память их образы, тем реже станет изучать их руками, что бы понять что он видит. При этом им осознаются связи и отношения между образом и реальным объектом. Взаимодействие с миром сильно упрощается. Для разрешения поставленной задачи ему достаточно просто представить все её составляющие и отыскать ответ.

А дальше правильно развитое наглядно-образное мышление позволит легче освоить пространственное мышление и представлять мир в трехмерном отображении.

И именно этот тип мышления имеет прямое отношение к школьной математике. Но не у каждого ребёнка он формируется должным образом. Как математик, я утверждаю, что это ключевая причина проблем непонимания математики. 

Почему неразвитое наглядно-образное мышление – ключевая причина непонимания математики

Основа наглядно образного мышления – догадка о возможном результате.

Прежде чем что-то сделать, нужно представить себе конечный результат. Например, рисуя тигра или медведя, ребёнок вспоминает образ животного, который он видел в зоопарке или книжке. То есть, тактильное восприятие уже не обязательно. Образ в голове помогает соотнести увиденное с известной категорией и правильно оценить. Узнать в игрушке куклу или медведя, или зайчика без того, что бы исследовать предмет руками.

Если наглядно-образное мышление “хромает”, ребёнку трудно, или он вообще не может представить что-либо в уме, вообразить, нафантазировать, придумать. Он не может представить себе конечный результат. А в математике, прежде чем записать решение, нужно его себе представить, вообразить в голове.

Без умения оперировать образами и представлять конечный результат не возможно решать логические и математические задачи.

Понимаете теперь, как важно иметь развитое наглядно-образное мышление ребенку для успешной учебной деятельности вообще, а математической в особенности?

Важно!

  1. Знать этот факт. 
  2. Признать родительскую ответственность за развитие своего ребёнка.
  3. Уделить этому время или найти специалистов, программы, способы.

Можно помочь ребенку школьного возраста?

Конечно. И это лучше, чем вообще спустить все на тормозах или натаскать перед экзаменами у репетитора. Ничего не имею против репетиторства, если оно правильное. Но сильно против позиции страуса. Как вы понимаете, бежать и догонять – гораздо хуже, чем работать на опережение, в срок, в нужное время и нужный час.

Резюме: Начинайте развивать наглядно-образное мышление своего ребёнка вовремя, еще до школы. В основном, это делается с помощью игр. А если ваш ребёнок уже школьник, то ему тоже можно помочь в этом. Есть специальные и эффективные упражнения. Скоро вы сможете познакомиться с ними у нас на сайте в разделе Программы.

Ваш К. Ю.
Поделитесь с друзьями