Тест. Какой у вас стиль воспитания

Безусловно, стиль воспитания ребёнка оказывает влияние на многие аспекты его жизни. Воспитание – это основа, фундамент развития личности ребёнка, формирования его индивидуальности. От него в дальнейшем будет зависеть характер, социализация и судьба человека в целом!

Автор теста – Джон Готтман. И взят из его книги “Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей”.

Зачем вам проходить этот тест? 

Есть 4 основных стиля воспитания: отвергающий, неодобряющий, невмешивающийся,  эмоциональный воспитатель. Последний стиль – самый выигрышный! 

“Все родители любят своих детей, но, к сожалению, не все правильно их воспитывают. Потому что не знают как. Эмоциональное воспитание больше похоже на искусство, оно требует осознанности, умения слушать и поведения, направленного на решение проблем, – того поведения, которое я и мои коллеги обнаружили, наблюдая за здоровыми, хорошо функционирующими семьями.» 

Джон Готтман

Чтобы стать хорошими родителями, нужно начинать с самоанализа. И тест вам этом поможет!

Пройдя тест

  • Вы поймете, какого стиля воспитания придерживаетесь. 
  • Узнаете про все 4 стиля.
  • Узнаете, какое влияние на детей оказывает каждый их этих стилей. 
Инструкция 

В этом тесте вам предстоит ответить на вопросы об отрицательных эмоциях –  грусти, страхе и гневе, которые испытываете вы и ваши дети. Приготовьтесь, вопросов будет много.

Отметьте ответ, наиболее точно соответствующий вашему мнению. По-вашему, это правильно или неправильно? П или Н? Где П – это правильно, а Н – неправильно.

Постарайтесь ответить на все вопросы. Их 81.

А конце теста, вас ждёт ключ к методике.

воспитание
Тест

1. У ребёнка мало поводов для грусти. П Н
2. Если гнев находится под контролем, то испытывать его вполне нормально. П Н
3. Демонстрация грусти – желание, чтобы взрослые их пожалели. П Н
4. Когда ребенок злится, нужно сделать короткий перерыв. П Н
5. Когда моему ребенку грустно, он плохо себя  ведет. П Н
6. Когда моему ребенку грустно, он ждет, что я сделаю его мир совершенным. П Н
7. При моем ритме жизни у меня нет времени на печаль. П Н
8. Гнев является опасным состоянием. П Н
9. Если игнорировать печаль ребенка, то она проходит сама собой. П Н
10. Гнев обычно означает агрессию. П Н
11. Дети часто изображают печаль, чтобы добиться своего. П Н
12. Я думаю, что пока печаль под контролем, то все нормально. П Н
13. Грусть нужно преодолеть, пережить, а не зацикливаться на ней. П Н
14. Я не против поговорить с ребенком о грусти, если не долго. П Н
15. Мне больше нравятся веселые дети, чем постоянно взволнованные. П Н
16. Когда мой ребенок расстроен, это подходящее время, чтобы  начать решать проблемы. П Н
17. Я помогаю своим детям быстро справиться с грустью, чтобы они могли начать заниматься более приятными  вещами. П Н
18. Я не считаю, что если мой ребенок печален, то его можно чему-то научить. П Н
19. Я думаю, что дети грустят из-за того, что придают слишком большое значение отрицательным сторонам жизни. П Н
20. Когда мой ребенок злится, он превращается в настоящего негодника. П Н
21. Когда ребенок злится, я устанавливаю ограничения. П Н
22. Когда мой ребенок грустит, это означает, что он хочет привлечь к себе внимание. П Н
23. Гнев – это эмоция, которая стоит того, чтобы её изучить. П Н
24. Чаще всего дети злятся из-за незрелости и отсутствия понимания. П Н
25. Я пытаюсь изменить гнев своего ребенка на жизнерадостность. П Н
26. Вы должны выражать гнев, который чувствуете. П Н
27. Когда мой ребенок расстраивается, это шанс с ним сблизиться. П Н
28. На самом деле у детей почти нет поводов для гнева. П Н
29. Когда мой ребенок грустит, я стараюсь помочь ему понять, что именно его расстраивает. П Н
30. Когда мой ребенок грустит, я показываю, что понимаю его. П Н  
31. Я хочу, чтобы мой ребенок испытал печаль. П Н
32. Важно выяснить, почему ребенок испытывает печаль. П Н
33. Детство – это счастливое время, так что ребенок не должен грустить или сердиться. П Н
34. Когда мой ребенок грустит, мы садимся и говорим о грусти. П Н
35. Когда моему ребенку грустно, я стараюсь помочь ему выяснить причину. П Н
36. Когда мой ребенок злится, это возможность с ним сблизиться. П Н
37. Когда мой ребенок злится, я пытаюсь испытать это чувство вместе с ним. П Н
38. Я хочу, чтобы мой ребенок испытывал гнев. П Н
39. Я думаю, это хорошо, что дети иногда сердятся. П Н
40. Важно понять, почему ребенок испытывает гнев. П Н
41. Когда моя дочь грустит, я предупреждаю её, что у нее будет плохой характер. П Н
42. Когда мой ребенок грустит, я беспокоюсь, что он станет пессимистом. П Н
43. Я не пытаюсь рассказать своему ребенку что-то особенное о печали. П Н
44. Единственное, что можно сказать о печали, – это то, что выражать её совершенно нормально. П Н
45. Я не уверен, что можно что-то сделать, чтобы избавиться от печали. П Н
46. Для расстроенного ребенка можно сделать немного, разве что утешить. П Н
47. Когда мой ребенок грустит, я стараюсь дать ему понять, что люблю его несмотря ни на что. П Н
48. Когда мой ребенок грустит, я не совсем понимаю, чего он от меня ждет. П Н
49. На самом деле я не пытаюсь рассказать своему ребенку что-то особенное о гневе. П Н
50. Единственное, что можно сказать о гневе, – это то, что выражать его совершенно нормально. П Н
51. Когда мой ребенок злится, я стараюсь с пониманием относиться к его настроению. П Н
52. Когда мой ребенок злится, я стараюсь дать ему понять, что люблю его несмотря ни на что. П Н
53. Когда мой ребенок злится, я не совсем понимаю, чего он от меня ждет. П Н
54. У моего ребенка плохой характер, и меня это беспокоит. П Н
55. Я считаю, что ребенок не должен показывать свой гнев. П Н
56. В гневе люди себя не контролируют. П Н
57. Дети выражают гнев в виде приступов ярости. П Н
58. Дети сердятся, чтобы иметь возможность идти своим путем. П Н
59. Меня беспокоит, что, когда мой ребенок злится, он склонен все разрушать. П Н
60. Если вы позволите детям испытывать гнев, то они будут думать, что всегда смогут поступать, как хотят. П Н
61. В гневе дети никого не уважают. П Н
62. Когда дети злятся, они забавно выглядят. П Н
63. Обычно гнев мешает делать правильные выводы, и я делаю то, о чем впоследствии жалею. П Н
64. Если мой ребенок злится, значит настало время решить проблему. П Н
65. Когда мой ребенок злится, я думаю, что пришло время его отшлепать. П Н
66. Когда мой ребенок злится, моя задача — немедленно это прекратить. П Н
67. Я не придаю большого значения гневу ребенка. П Н
68. Когда мой ребенок злится, я не воспринимаю это слишком серьезно. П Н
69. Когда я злюсь, то чувствую, что сейчас взорвусь. П Н
70. Гневом ничего не добьешься. П Н
71. Выражение гнева вызывает у ребенка сильное возбуждение. П Н
72. Гнев ребенка очень важен. П Н
73. Дети имеют право испытывать гнев. П Н
74. Когда мой ребенок сходит с ума, я просто выясняю причину. П Н
75. Важно помочь ребенку понять, что вызвало его гнев. П Н
76. Когда мой ребенок злится на меня, я думаю: «Я не хочу это слышать». П Н
77. Когда мой ребенок злится, я думаю: «Если бы он мог просто научиться быть гибким». П Н
78. Когда моя дочь злится, я думаю: «Почему она не может принимать вещи такими, какие они есть?» П Н
79. Я хочу, чтобы мой ребенок злился, чтобы он мог за себя постоять. П Н
80. Я не придаю большого значения печали моего ребенка. П Н
81. Когда мой ребенок злится, я хочу знать, о чем он думает. П Н

ребёнок грустит
Ключ к методике

Считаем баллы внимательно. Чем выше ваши баллы по одному из стилей, тем более вы к нему склонны.

1. Отвергающий стиль воспитания

Посчитайте сколько раз вы ответили “правильно” на следующие вопросы:

1, 2, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 24, 25, 28, 33, 43, 62, 66, 67, 68, 76, 77, 78, 80.

Теперь разделите полученную сумму на 25. Запишите число. Это ваши баллы по отвергающему стилю воспитания.

2. Неодобряющий стиль воспитания

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «правильно» на следующие вопросы:

3, 4, 5, 8, 10, 11, 20, 21, 22, 41, 42, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 63, 65, 69, 70.

Разделите сумму на 23. Это ваши баллы по неодобряющему типу.

3. Невмешивающийся стиль воспитания

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «правильно» на следующие вопросы:

26, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 52, 53.

Разделите сумму на 10. Это ваши баллы по невмешательству.

4. Эмоциональный воспитатель:

Подсчитайте, сколько раз вы ответили «правильно» на следующие вопросы:

16, 23, 27, 29, 30, 31, 32, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 51, 64, 71, 72, 73, 74, 75, 79, 81.

Разделите сумму на 23. Это ваши баллы по эмоциональному воспитанию.

Какой стиль воспитания у вас преобладает в семье?

Как выглядит каждый стиль воспитания и какое влияние оказывает на ребёнка

Отвергающий стиль воспитания

Как вы чаще всего думаете и действуете:

  • чувства ребенка для вас неважны и несущественны, вы их игнорируете
  • хотите, чтобы отрицательные эмоции ребенка прошли как можно быстрее
  • часто используете отвлечение от негатива
  • может высмеять, обидеть ребенка, обесценить его эмоции
  • проявляете мало интереса к тому, что ребенок пытается вам сказать
  • мало знаете о своих и чужих эмоциях
  • чувствуете себя неуютно, боитесь, испытываете беспокойство, раздражение, боль, когда ребенок выражает сильные эмоции
  • боитесь выпустить эмоции из-под контроля
  • больше интересуетесь, как справиться с эмоцией, чем смыслом самой эмоции
  • считаете, что отрицательные эмоции вредны
  • считаете, что концентрация на отрицательных эмоциях еще больше усугубляет ситуацию
  • не знаете, что делать с эмоциями ребенка
  • видите в эмоциях ребенка требование все исправить
  • считаете, что негативные эмоции свидетельствуют о плохой приспособленности ребенка
  • считаете, что негативные эмоции ребенка плохо влияют на вас
  • не решаете проблемы; считаете, что со временем они сами разрешатся

Как этот стиль влияет на детей:

  • дети узнают, что их чувства неправильные, неуместные и безосновательные
  • они могут решить, что у них есть какой-то врожденный недостаток, который не позволяет им правильно чувствовать
  • Им может быть трудно регулировать свои эмоции

Неодобряющий стиль воспитания

Как вы чаще всего думаете и действуете:

  • судите и критикует эмоциональные выражения ребенка
  • совершенно уверены в необходимости введения границ для своих детей
  • подчеркиваете соответствие стандартам хорошего поведения
  • делаете выговоры, проявляет строгость и наказываете ребенка за выражение эмоций вне зависимости от того, как тот себя при этом ведет
  • считаете, что выражение отрицательных эмоций должно быть ограничено по времени
  • считаете, что отрицательные эмоции должны контролироваться
  • считаете, что отрицательные эмоции свидетельствуют о плохом характере
  • считаете, что ребенок использует отрицательные эмоции, чтобы манипулировать родителями; то есть речь идет о борьбе за власть
  • считаете, что эмоции делают людей слабыми; чтобы выжить, дети должны быть эмоционально холодными
  • считаете отрицательные эмоции непродуктивными, пустой тратой времени
  • считаете, что отрицательными эмоциями (особенно печалью) не следует разбрасываться
  • озабочены тем, чтобы ребенок слушался старших

Как видите, это очень похоже со стилем отвергающим. Разница лишь в том, что вы относитесь к эмоциям более негативно. И влияние на детей такое же!

Невмешивающийся стиль воспитания

Как вы чаще всего думаете и действуете:

  • свободно принимаете все эмоциональные выражения ребенка
  • утешаете ребенка
  • мало рассказываете ему, как нужно себя вести
  • не помогаете ребенку справиться с эмоциями
  • все разрешаете; не устанавливаете ограничений
  • не помогаете детям решать проблемы
  • не учите детей способам решения проблем
  • считаете, что с отрицательными эмоциями ничего нельзя сделать, кроме как пережить
  • считаете, что управление негативными эмоциями построено по законам физики; высвободите эмоции — и работа сделана

Как этот стиль влияет на детей:

дети не учатся регулировать свои эмоции; у них есть проблемы с концентрацией внимания, завязыванием дружеских отношений, и они хуже ладят с другими детьми.

эмоциональное воспитание

Эмоциональный воспитатель

Как вы чаще всего думаете и действуете:

  • расцениваете отрицательные эмоции ребенка как возможность для сближения
  • легко можете находиться рядом с грустным, сердитым или испуганным ребенком; его эмоции вас не раздражают
  • осознаете и цените собственные эмоции
  • считаете мир отрицательных эмоций той областью, которая требует родительского участия
  • чувствительны к эмоциональным состояниям ребенка, даже если они мало проявляются
  • не теряетесь и не тревожитесь из-за эмоциональных выражений ребенка; знаете, что делать
  • уважаете эмоции ребенка
  • не подтрунивает и не преуменьшает негативные чувства ребенка
  • не говорите, как ребенок должен себя чувствовать
  • не чувствуете, что должны решать за ребенка все проблемы
  • используете эмоциональные моменты, чтобы: выслушать ребенка; посочувствовать и успокоить его словами и лаской; помочь ребенку назвать эмоции, которые тот испытывает; предложить варианты урегулирования эмоций; установить границы и научить приемлемому выражению; выработать навыки решения проблем

Как этот стиль влияет на детей:

дети учатся доверять своим чувствам, управлять своими эмоциями и решать проблемы. Они имеют высокую самооценку, лучше учатся, хорошо ладят с другими детьми.

Осознание необходимости эмоционального воспитания не вытекает автоматически из любви родителей или из их решения использовать теплый и позитивный настрой в общении с ребенком.

Вот почему нужно четко понимать, как выглядит стиль воспитания “эмоциональный воспитатель” и начать в себе этот стиль культивировать.

Психолог
Галина Смирнова. Психолог, педагог.
Поделитесь с друзьями