Научить ребёнка считать деньги с помощью игр

Опыт, полученный через собственные ошибки – так себе вариант. Он учит слишком жестко. А если это касается денег, то – драматично. Родители, учите своих детей обращаться с деньгами как можно раньше. Вы можете научить ребёнка считать деньги с помощью игр. Это лучший способ!

Тему “Дети и деньги” я начала раскрывать в предыдущих статьях. “Дети и деньги. Нужно ли платить ребёнку за успехи” и “Как научить детей считать деньги”.

Кликайте по названию и читайте. Очень информативные статьи.

Игра – самый доступный и интересный способ познакомить ребёнка с чем-то новым. Какие же игры помогут не только интересно провести время, но и овладеть основами финансовых премудростей?

«Разменяйте мне, пожалуйста»

В предыдущей статье я писала, что прежде всего нужно познакомить детей с номиналом. Игра поможет это сделать увлекательно!

Для игры потребуются монеты и бумажные деньги. Всем игрокам выдаются по 20-30 разных монет и по несколько некрупных банкнот.
Ведущий выкладывает одну бумажную банкноту, а участники должны её разменять. Кто быстрее, тот и выиграл.

«Это лучшая цена»

В предыдущей статье я писала, что при первых совместных походах в магазин за покупками, важно обратить внимание ребёнка на ценники, научить их читать, обращать внимание на вес и стоимость.

Можно играть непосредственно в магазине, предложив выбрать нужный товар по лучшей цене среди множества вариантов.

Цель игры – показать ребёнку, что не все предложения магазинов соответствуют нашим возможностям, поэтому надо уметь найти лучшее.

Вместе с ребёнком сравнивайте цены на игрушки или другие интересные им товары. Сравнивать можно как непосредственно в магазине, так и в интернет-магазинах.

На что обращать внимание при сравнении: на цену, есть ли акция, скидки, бонусы, а также способ доставки. Мы сравниваем, что бы выбрать лучшее. Обязательно вместе посчитайте, сколько сэкономили.

«Платное — бесплатное»

Эта игра похожа на игру “Съедобное — несъедобное”. Только в этой нужно называть примеры платного или бесплатного развлечения.

Цель игры объяснить ребёнку, что деньги не единственный источник радости и удовольствия.

Например, бесплатно можно позагорать на речке летом, погулять в парке, поиграть в интересную игру… А если захочется пойти в кино или зоопарк, или в бассейн, нужно заплатить за эти развлечения деньги.

«Ручейки»

Мы, взрослые, сами частенько не думаем про множественные источники дохода. Считаем, что вполне достаточно будет одного, если он хороший. Однако, любой финансист вам скажет, что это горькое заблуждение.

Когда источников трат в разы больше чем источников дохода, плохо ваше дело и даже опасно. Потому что с любым источником дохода может случиться неприятность. Разумнее, если у вас будет альтернатива.

Игра поможет ребёнку освоить это непростое понятие.
Расскажите ребёнку откуда берутся деньги в вашей семье. Какие источники дохода есть у вас. Возможно, что только зарплата папы и мамы. Работы не будет, зарплаты тоже. Нужно придумать новые источники дохода.

Предложите ребёнку помочь вам с вариантами. Конечно и даже будет здорово, если он придумает нереальные, фантастические варианты.

Главное здесь, не собственно источник и его разумность, а расширение понимания об источниках доходов.

«Мой бюджет»

Цель игры – научить азам разумного потребления.

Выделите некоторую сумму и составьте вместе с ребёнком список продуктов, которые ему предстоит купить. Не забывайте, что это игра, список должен быть небольшой.

Обратите его внимание на то, что в списке есть необходимые продукты и необязательные. Предложите ему на остаток денег, если такой будет, купить что-то вкусное, например, мороженное.

Мороженное сейчас чаще стоит больше 100 рублей. Будем считать его ещё и крупной покупкой.

В магазин вы пойдёте вместе, а там у малыша будет свобода действий в покупках по списку. Список составляйте таким образом, чтобы на вкусняшку осталось всего 30−40 рублей. То есть, не хватит, если весь список исполнить.

Внимательно наблюдайте за действиями маленького покупателя, а также за его размышлениями. Когда он придёт к выводу, что денег недостаточно? Что будет делать?

Важно, что бы ребёнок сам додумался, что если не хватает “на мечту”, то можно отказаться от необязательных покупок.

Чаще разговаривайте на темы личных финансов. Не отстраняйте детей от ситуаций, которые возникают в вашей семье: пускай они видят, как именно родители справляются с решением денежных проблем.

Настольные игры

Играйте всей семьёй в настольные экономические игры, которые можно купить в магазине.

«Игра в жизнь» (Hasbro)

Игра знакомит с жизненными финансовыми циклами, поможет задуматься о долгосрочных финансовых целях.

Есть несколько вариантов этой игры для детей разного возраста.

В игре ребёнок проживает разные этапы жизни, с которыми так или иначе он обязательно столкнётся в жизни настоящей. Это и устройство на работу, семья, дети, покупка дома/квартиры, машины, путешествия и так далее.

Каждая ситуация обязательно потребует принятия финансовых решений. В конце игры участники «выходят на пенсию». Причем каждый со своим капиталом, который смог сформировать в течение игры. Побеждает тот, у кого самые большие накопления.

«Семейный бюджет» («ИгриКо»)

В эту игру можно играть детям с 5 лет.

Она позволяет почувствовать себя взрослыми. Участники игры планируют бюджет, учатся планировать расходы/траты, вести учет расходов и доходов, отличать необходимые покупки от желаемых.

Дети начинают осваивать важный навык накоплений, понятие “разумная экономия”.

«MONEY POLYS. Семейный бюджет» («ЛАС ИГРАС»)

В эту игру можно играть с 8 лет.

В ходе игры участники зарабатывают деньги. Им будет предложено искать подработку и организовывать множественные источники дохода. Планировать и распределять бюджет. А ещё оплачивать налоги, коммунальные счета и сотовую связь.

«Бэнкмэн» («Сквирл»)

Можно играть детям с 6 лет.

Суть игры: участники покупают предприятия в разных отраслях экономики и создают из них тресты и промышленные империи. Дети учатся считать деньги, обменивать их на товар, выстраивать стратегии на будущее.

Знакомятся с разными мировыми валютами, учатся их отличать и обменивать.
Для успеха необходимо проявлять навыки общения, договариваться о взаимовыгодных условиях. И это очень важные навыки не только в финансовой сфере, это, так называемые, софт скилс!

Тренинг-игра «Не в деньгах счастье»

Разработана игра в рамках Проекта Минфина России Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
У каждого игрока есть свой персонаж. Всего за 40 минут игры его можно устроить на работу, выбрать для него увлечения, начать копить на пенсию, застраховать жизнь и имущество, брать для него кредиты и делать вклады. А также отправлять на отдых, лечение и обучение.

В ходе игры дети смогут отследить взаимосвязь уровня образования и доходов.
Сценарий разработан так, чтобы играть можно было и по одному, за себя, и соревноваться командами.

Игра доступна в бесплатном формате. Правила, видео-инструкцию и файлы с карточками можно скачать на сайте happy-finance.ru и распечатать в типографии.

Мы с мужем, к сожалению, сами не играли в подобные игры и со своими детьми тоже. Наш опыт и опыт других родителей показал и продолжает показывать, что финансовой грамотности нужно учиться в детстве. И учить этому в будущем своих детей.

А уделяя внимание финансовому образованию ребёнка, взрослые и сами повышают собственный уровень финансовой грамотности. Так что, за дело, господа родители!

Психолог
Галина Смирнова. Психолог, педагог.
Поделитесь с друзьями