Как нельзя ругать ребёнка

Редко какие родители могут спокойно реагировать на хулиганство, лень и другие неблаговидные поступки своего ребёнка. Повышенный тон, крик, угроза наказания – популярные методы воспитания. Но и самые неэффективные. Как нельзя ругать ребёнка, давайте разберёмся.

В одной из своих статей я писала, что моя дочь была уверена, что я её не люблю именно потому, что я её ругала. А я то была уверена, что воспитываю свою девочку по великой любви.

Разберемся с понятиями

Ругать и ругаться, эти два в общем-то очень близких глагола имеют разные значения и путать их не рекомендуется. Ругать значит «называть кого-либо бранными словами или плохо отзываться о ком-либо». Глагол этот переходный, то есть предлогов после него не требуется. Мы вполне можем сказать: Ругать нерадивого ученика. А вот глагол ругаться означает «произносить бранные слова» или «высказывать друг другу упреки». Например, Собравшиеся ругались между собой или Пьяный шел нетвердой походкой и ругался. В первом случае люди высказывали друг другу упреки, а во втором человек просто произносил нецензурные слова.

Г. А. Крылов “Словарь ошибок русского языка”

То есть, ругая своё чадо, вы плохо о нём отзываетесь. Но всегда ли поведение детей достойно порицания взрослых? Ребенок многого не знает, не умеет. А может быть, родители ругают себя за свои страхи и ошибки воспитания?

Не будем говорить о вопиющих случаях, когда родители реально жестоки к своим детям, без конца ругают и физически наказывают. В основном же родители воспитывают детей как умеют, как знают, как воспитывали в детстве их родители и искренне желают детям самого лучшего. Что бы вырос хорошим человеком, здоровым, счастливым, успешным.

Как мы ругаем детей?

  • Стыдим за проступок, слова, за действия или бездействие;
  • Отчитываем, а то и читаем долго нотации;
  • Раздаем насмешки, обидные термины;
  • Кричим, рукоприкладствуем;
  • Наказываем, лишаем чего-то или запрещаем.

Такие методы воспитания не только неэффективны, но и опасны! Таким образом формируются различные комплексы, низкая самооценка, фобии, обиды и агрессия. А психические травмы детства накладывают отпечаток на всю последующую жизнь человека. Весьма негативный отпечаток. А потом травмированные взрослые заботливо травмируют своих детей.

Как же ругать правильно?

Активно воспитывать и тем более, наказывать детей до 2,5- 3-х лет – бесполезное занятие.

Потому что малыши не понимают связи между своими действиями и, последующими за ними, дисциплинарными воздействиями взрослых. Но как быть, если то, что делает малыш, опасно или недопустимо по другим причинам?

  • Объяснять. Терпеливо, дружелюбно, любя.
  • Переключить внимание, отвлечь на другой предмет.
  • Закончить игру и это будет наказанием.
  • Обязательно выделять интонационно слова “нет” или “нельзя”.

В 3 года случается первый кризис.

Ребёнок вдруг резко ощущает свою самость. “Неужели мама не понимает, что её помощь мне не нужна?” – думает малыш. “Неужели папа не видит, какой я умный! Я самый лучший!” Ах это новое головокружительное чувство “Я сам!”. Появляется протестное поведение, слова “не хочу”, “не буду”, “нет”, своеволие, истерики.

Как вести себя родителям?

Помните, что ребёнок сам страдает от кризиса. Постарайтесь:

  • выработать правильную линию своего поведения;
  • станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях;
  • расширяйте права и обязанности малыша;
  • в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы он мог насладиться ею.

Пора обозначать чёткие границы дозволенного и показывать ребёнку, что будет, если границы нарушить.

Как это делать без крика и ругани?

  • Научите ребёнка избегать опасности. Объясните малышу, что утюг и плитка – горячие, если коснуться, будет очень больно. Сделайте свой дом максимально безопасным.
  • По-разному можно объяснить ребенку, что такое хорошо, и что такое плохо. Главное здесь, что бы он вас услышал. То есть, нужен зрительный и эмоциональный контакт. Крик и ругань не способствуют формированию контакта от слова совсем.
  • Определите для себя круг недопустимых поступков малыша. И не ругайте его за познание мира и проявление самостоятельности. Например, разрешите разрисовать обои, но специально для этого наклеенные в определенном месте. Главное – расставьте приоритеты и ребенку, и себе.
  • Учите ребенка быть честным. Обман – бОльший проступок, чем нечаянно разбитая во время игры любимая мамина ваза. Когда нет страха наказания, ребёнок будет честен с родителями.
  • Успокойтесь сами, прежде чем ругать ребенка. Никогда не действуйте на эмоциях! Подышите, расслабьтесь. Ваше спокойствие и расстроенный тон гораздо убедительнее для ребёнка, поверьте.
  • Ведите диалог с ребёнком на равных. Будьте ему другом и будьте на его стороне.
  • Давайте оценку только поступку, но не личности! Поступок плохой, а не ребёнок.

Ты поступил плохо, потому что (объяснение почему это плохо)… Я верю, что ты просто не знал, не сдержался и т.д. Ты ошибся, все ошибаются, не ошибаются лишь боги. Я верю, что ты справишься с этим, исправишь ситуацию, я поддержу тебя, я всегда на твоей стороне.

“Не ошибаются только боги, малыш!”

Что делать категорически нельзя

  • Наказывать за то, чего ребёнок ещё не знает. Сначала объясните.
  • Наказывать физически. Что рождает агрессия, я написала выше. Не ждите спокойной старости в кругу семьи. Вы можете остаться в одиночестве.
  • Обзывать, кричать и оскорблять. Это уже эмоциональное насилие. Никогда не унижайте ребенка!
  • Лишать жизненно важных вещей, таких как еда, свежий воздух, сон, общение с близкими значимыми родственниками.
  • Наказание одного родителя не может быть отменено другим членом семьи. Как бы бабушке или маме не было жалко ребёнка, которого наказал папа, ни в коем случае не отменяйте наказания. Так страдает не только авторитет родителей, этим вы даёте ребёнку понять, что вами можно манипулировать.

Какие наказания допустимы

  • Можно лишить удовольствия смотреть телевизор или играть на компьютере. Не купить новую игрушку.
  • Извинение. О как не просто извиняться! Принести извинения – лучшее из наказаний.
  • Если ребенок что-то сломал или испортил, то помощь в исправлении. Починить испорченное, отмыть, купить новое на деньги из своей копилки.
  • Тайм аут. Выйти из комнаты на несколько минут, что бы подумать и успокоиться. По минуте на каждый год ребёнка.
  • Домашний арест для подростка. Ограничение общения с друзьями как повод подумать над своим проступком.
  • Игнорирование. Не обращайте внимания и не замечайте непослушного ребёнка. Не общайтесь с ним некоторое время. (Здесь надо быть крайне филигранным!)

Безусловно, любое ваше воспитательное воздействие должно быть справедливым и последовательным. Ваш ребенок должен чувствовать вашу любовь, искреннюю заинтересованность в нем и поддержку, даже, когда вы его ругаете или наказываете.

Галина Смирнова, педагог, психолог
Поделитесь с друзьями