Как научить ребёнка разрешать конфликт самостоятельно

В предыдущей статье я писала про навыки, которые необходимо сформировать ребёнку перед школой. Одним из них и крайне важным является навык общения, умение решать конфликты, свои проблемы так, что бы никому не навредить.

Учите ли вы ребёнка избегать конфликтов? Решать конфликт мирным путём, договариваться? Или сразу в пятак? Или в кусты и стать жертвой? Большинство детей признаются, что не смогут простить обидчика, не смогут удержаться, чтобы не ответить на оскорбление. Что ещё хуже – будут молча страдать. Последствия вы знаете…

Какие навыки важны в начальной школе
А что если детям необходим конфликт?

На первый взгляд конфликт не за что любить. Нормальный взрослый человек стремится ссоры избежать. Вопрос в том, что любое избегание – это усугубление ситуации. Всегда. Это может быть миной замедленного действия, которая сработает рано или поздно. Поэтому конфликт нужен как тренажёр умения решить конфликт мирным путем, основанным на уважении.

Рассматривайте конфликт сами и учите этому своих детей, как столкновение разных идей или мнений. В таком взгляде появляется возможность для развития, сотрудничества и даже сотворчества! В противном случае конфликт ничего кроме обиды и агрессии не вызывает. Думаем ли мы об этом, когда дети ссорятся из-за того, кому достанется это место или игрушка?

Уже с двух лет малыши могут защищать свои права и заявлять о своих чувствах — это первые шаги в разрешении проблемы. Задача взрослых услышать детей! С четырёх лет уже можно говорить о настоящей дипломатии, когда ребёнок учится договариваться, искать взаимовыгодное решение и придерживаться его.

Для усвоения любого навыка детям требуется практика. Снова и снова «сталкиваться» с другими детьми во время игры и вступать с ними в конфликт. Я тут сидела! Она заняла моё место! У него машинка — я её хочу! Каждое из этих мелких столкновений — прекрасная возможность развития навыка урегулирования конфликта. С вашей помощью дети научатся отстаивать свои права, защищать других и приобретут социальные навыки переговорщиков.

Хизер Шумейкер «Не делиться — это нормально!»

Детские психологи подчёркивают важность вовлечения самих детей в разрешение конфликтов, в которых они участвуют. Нужно дать понять ребёнку, что это его задача, это ему, а не взрослому нужно начать переговоры. А он, взрослый, морально поддержит. Когда дети чувствуют поддержку, то действуют увереннее. И это приводит к оптимальным решениям. Даже взрослые, порой до такого не додумаются.

Советую прочесть на эту тему увлекательную книгу Хизер Шумейкер «Не делиться — это нормально!»

В этой необычной книге Хизер описывает свою попытку сформулировать правила воспитания умных, чутких и самодостаточных детей. Опираясь на опыт и знания более ста детских психологов, педагогов и других специалистов, а также на собственный опыт матери двух маленьких детей, она добирается до сути многих важных вопросов. А многие правила окажутся совсем не такими, как вы думаете!

Ниже я приведу прекрасный алгоритм разрешения конфликтов из книги Хизер.

Десять шагов по разрешению конфликтов между детьми:

1. Помогите детям остановиться. Укажите, что вы видите. Интерпретируйте слова и язык тела. Задавайте вопросы.

2. Сведите детей вместе. Дети должны находиться достаточно близко, чтобы видеть и слышать друг друга. Спуститесь на уровень детей. Обнимите их, выслушайте, посмотрите в глаза. Поддержите всех детей.

3. Признайте чувства. Проявите сочувствие. Покажите, что понимаете чувства каждого ребёнка. Спросите, что чувствует ребёнок. Констатируйте факты.

4. Помогите детям обратиться напрямую друг к другу.

5. Слушать сверстников. Отдайте инициативу детям. Убедитесь, что каждый ребёнок слушает и слышит другую сторону. Направляйте и поддерживайте детей во время переговоров.

6. Обозначьте проблему. Помогите детям сформулировать конкретику.

7. Повторите сказанное ребёнком. Это подкрепляет и усиливает сообщение. При необходимости помогите ребёнку остановиться и слушать.

8. Спросите, что можно сделать для решения проблемы? Есть ли идеи у детей? Предложите варианты.

9. Попросите детей вслух выразить согласие или составьте письменное соглашение.

10. Реализуйте найденное решение. Если не поможет — возвращайтесь к шагу решения проблемы и попробуйте новый вариант.

Требования “быть хорошим” и “нужно жить мирно” для ребёнка пустые слова.

Необходима возможность переживать конфликты и учиться находить приемлемые решения. Что я буду делать, если возникнет конфликт? Что я скажу? Как установить границы поведения другого ребёнка? Когда дети знают ответы на эти вопросы, они успешно сами решают свои конфликты.

И лучший способ обучиться взаимодействию – участие в игре. Игре неструктурированной. 

Относитесь к конфликту как к возможности. Не бросайтесь грудью на амбразуру, на обидчика, тем более на взрослого, чей ребёнок вступил с вашим в конфликт. Не спасайте таким образом ребёнка, тем более, не вините его и не ругайте. А предложите ему инструмент и совет.

Не обязательно помогать постоянно, в каждом конфликте. Однако, чем чаще мы будем это делать, тем быстрее наши дети научатся решать конфликт самостоятельно.

Галина Смирнова, педагог, психолог.

Поделитесь с друзьями