Как научить детей считать деньги

В основном родители к вопросам планирования своего и семейного бюджета детей не привлекают. А зря! Потому что обучать детей финансовой грамотности необходимо. Когда начинать и как это делать? В этой статье я расскажу вам как научить детей считать деньги.

Расскажите ребёнку о номинале каждой купюры

Зачем это надо? Каждая денежка имеет ценность, и ребёнку нужно об этом знать. Объясните ему разницу между металлическими и бумажными деньгами, сколько копеек в рубле, даже если мы копейками уже не пользуемся. Это важно. Это показывает ценность любого номинала. Помните: копейка рубль бережет? Точно также металлические монеты достоинством 1, 2, 5 и 10 рублей будут беречь 100 рублей вашего ребёнка.

Используйте игру «продавец-покупатель»

Ваши дети ещё ничего не покупали самостоятельно, не ходили в магазин за хлебом и мороженным. Перед первым походом поиграйте с ними в эту ролевую игру.

Будет совсем хорошо, если в игре использовать настоящие деньги. А также и настоящие товары. С помощью этой игры ребёнок научится правильно обращаться с деньгами в магазине.

Посчитать, из каких денежек в его кошельке собрать нужную сумму на покупку. Какую сдачу получить от кассира или продавца, если точной суммы не получается. Создавайте и разыгрывайте разные ситуации как по цене, так и свойствам товаров.

Ребенок должен понимать, что каждая купюра или монета имеет свою ценность. Как и каждый товар имеет свою ценность, чаще всего выраженный в цене.

Ходите в магазин вместе с детьми и совершайте покупки совместно

Это обязательно случится. Ваш ребёнок пойдёт в магазин один. И понять ему суть денег лучше до этого момента. Кроме ролевых игр в “покупатель – продавец”, можно подготовить ребёнка еще и так.

Например, составить небольшой список товаров, буквально из 2-3-х позиций для начала. И пойти в магазин с этим списком вместе с ребёнком. Пусть он сам берет продукты с полки и складывает их в корзину, одновременно вычеркивая их из списка.

А вы, родитель, помогите ему не положить в корзину первый попавшийся вариант. Не купиться на красочность упаковки. Так же важно научить ребёнка читать ценники, обращать внимание на вес и стоимость.

К сожалению, я не учила этому своих детей. Моя старшая дочь ходила в магазин самостоятельно уже с 5 лет. Но науку обращения с деньгами познавала методом проб и ошибок, а не от меня. Долгое время деньги просто утекали сквозь её пальцы даже во взрослом состоянии.

Также, обратите внимание ребёнка на то, как можно за одни и те же деньги купить больше. Например то, чего в списке не было. И наградить так себя за выученный урок.

Как? Очень просто! Если купить этот продукт/товар чуть дешевле. Тогда останется некая сумма. Или в списке покупок окажется то, без чего семья может обойтись сегодня-завтра.

Так же объясните ребёнку, что сначала следует купить необходимое, а не то, что хочется. И в финале позвольте ему расплатиться на кассе самостоятельно, получить сдачу и чек. Разумеется, под вашим внимательным и чутким контролем.

Дайте ребёнку возможность зарабатывать самому

Ребёнок может получать вознаграждение за свой труд как всякий взрослый. Разумеется, речь не идет о плате за пятерки и выполнение своих домашних обязанностей!

Вот здесь об этом подробно и ясно!

Сначала разработайте четкие правила, в каких случаях ребёнок может получать вознаграждение. За какой труд и сколько. Это может быть то, что сделано сверх плана, за какое-то достижение. Главное здесь – договориться заранее.

Важно, что бы ребёнок понял, как достаются деньги. Что деньги – эквивалент труда и пользы. И тогда он вряд ли станет их транжирить.

Расскажите, что деньги имеют способность заканчиваться

К сожалению, многие взрослые не могут планировать свой бюджет так, что бы не получать в итоге минусовое сальдо. Деньги у них заканчиваются чаще раньше, чем это планировалось.

Составьте список.

Это будет список затрат. Укажите необходимые пункты затрат для ребёнка, мы же ребёнка обучаем. Например, на транспорт, питание в школе, кино, вкусняшки. Напротив каждого пункта напишите сумму, необходимую для него. А также в конце – итоговую сумму.

Каждый день напротив каждой графы пишите остаток суммы. И ваш ребенок увидит, что число стало меньше. А если он захочет купить то, чего нет в списке, то придется отказаться от чего-то, уже занесенного в список.

Эта взаимосвязь между тратами и остатком поможет и ребёнку и вам осознать, что

  • траты надо планировать и в соответствии с имеющимся бюджетом
  • трат не может быть больше дохода, то есть, имеющихся денег.

Ах, если бы нас этому учили в школе, мы не были бы так закредитованы! Или не брали кредиты на то, что нам явно не по карману.

Обучайте понятиям «потребность» и «возможность»

Этот пункт вытекает из предыдущего.

Нерациональные траты происходят от непонимания разницы между потребностями, возможностями и развлечениями.

Мой сын очень хорошо зарабатывает. Деньги у него есть всегда. Но при этом, он не может купить квартиру или сделать другую крупную и важную для жизни покупку. Хотя зарабатывает столько, что ипотека ему не нужна.

Почему так? Да потому что с завидным постоянством тратит нерационально!

Нельзя тратить больше того, что у тебя есть.

Только пожалуйста, не говорите так: «мы не можем себе это позволить», «у нас нет денег» и тому подобное. Это рождает комплексы и затыки. Но никак не развивает финансовую грамотность. Ребёнок, даже став взрослым, будет чувствовать себя бедным.

Важно привить уважение к деньгам и их рациональному расходованию, или использованию.

Не всё, что ты хочешь, тебе и на

Важно, что бы ребёнок понял, что иногда ему придется отказываться от приобретения той или иной вещи. И не обязательно потому что денег не хватает.

Часто мы можем отказаться от чего-то ради большой цели, более значимой и важной. Например, потому что нужно накопить на мечту. И здесь придётся выбирать, “подождет шуба или нет”.

Помните эпизод из Бриллиантовой руки?

Если вы видите, что ваш ребёнок ничего не отложил в копилку на мечту, не вмешивайтесь. И тем более, не покупайте сами! Скоро ребенок сам поймет, что пока у него такие расходы, своей мечты не достигнуть. Что для этого расходы нужно сократить. И сам решит, от чего может отказаться.

Это важная мысль, что иногда ему придется отказываться от приобретения той или иной вещи.

Учиться копить

И в нашем детстве вовсю использовались копилки. Пусть они будут и у ваших детей. Желательно, что бы их было две. Одна – на текущие расходы, другая – на мечту.

Мечтой может что-то важное для ребёнка: игрушка, мелкая электроника, оригинальная одежда, аксессуар.

Первая копилка может быть совсем небольшой. Ведь отсюда малыш сможет тратить прямо сейчас. Однако, стоит напомнить о рациональном приобретении. Иначе придется ждать или больше работать.

Реклама может вводить в заблуждение

Даже взрослые часто покупаются на грамотную рекламу! Мы можем забыть, что её принцип – сподвигнуть вас на покупку. И при этом, вы забываете честно ответить себе на вопрос “зачем?”.

Реклама создаёт соблазн. Дети легко поддаются влиянию рекламы. Не случайно в магазинах детские товары, игрушки и вкусняшки располагаются на низких полках, прямо перед детскими глазами.

Помню, как моя маленькая внучка Дашенька никогда не уходила из магазина без чупа-чупса или шоколадного яйца. Которые продуманно располагались на нижних полках и прямо у кассы. Как говорится, мимо не пройдешь!

Расскажите ребенку, что реклама прямо управляет покупателем, заставляет его покупать даже ненужное. Объясните ему и убедитесь, что он вас понял, как люди попадаются на крючок рекламы.

Посоветуйте отложить покупку. И если он вскоре о ней забудет, через время об этом заговорите. Покажите, что были правы, что вещь эта была совсем не нужна.

Приучайте не лезть в долги

Если ребенок копит на какую-то вещь, не оказывайте ему медвежью услугу, авансом добавив недостающую сумму. Ребёнок обязательно уверует в то, что долг – это легко и не страшно. Деньги можно всегда занять, перехватить до зарплаты в последствии, где угодно. И не нужно ждать, стараться их сохранять или зарабатывать.

Так вы избежите трагедий, связанных с отсутствием средств на нужные предметы. И не сформируете у ребёнка склонность брать в долг или кредит. Он научится управлять имеющимися средствами, найдет баланс между своими расходами и доходами.

Я перечислила не все уроки обращения с деньгами детей. Эту тему продолжу развивать и дальше. Уроки финансовой грамотности с самого малого возраста помогут ребенку не только считать деньги, но и правильно ими управлять. И тогда, став взрослым, он не испытает массы проблем, связанных с деньгами.

Психолог
Галина Смирнова. Психолог, педагог
Поделитесь с друзьями